Аналитика


Заморозят цены, но не везде: что будет со стоимостью продуктов в "аграрной державе"?
Экономика | В России

Высокие цены на сахар и масло пресловутая "рука рынка" снизить не может, потому государство вмешалось, и министры говорят о мерах, которые нужно предпринять сегодня, чтобы цены не продолжили рост завтра, то есть в 2021 году. Пока разговоры только о цене на масло и сахар. Но Минпромторг заявил, что фиксированные цены вводятся лишь до Урала, а дальше — в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере — будут действовать "поправочные коэффициенты".

Среди других мер, которые озвучиваются сегодня министрами — увеличение посевных площадей по сахарной свекле. Так, должно быть засеяно чуть более 1 млн га, так как одной из причин случившегося коллапса стало сокращение посевных территорий в 2020 году. Также правительство планирует повышение вывозных пошлин на семена подсолнечника (повышенная ставка будет действовать до 30 июня 2021 года), может быть повышена ставка пошлины на вывоз подсолнечного масла.

Все это нацелено на то, чтобы производитель не продавал сырье за рубеж, где цены будут по-прежнему высокими, и тем самым не создал дефицита в нашей аграрной державе. А ведь в последние годы власти в России кичились импортозамещением, рекордными урожаями и всем прочим, что присуще этому славному статусу. Но как оказалось — вся эта блажь для экспорта, а не для своих сограждан?

Экономист Василий Колташов рассказал Накануне.RU, что значат внезапные кульбиты в продовольственной политике.

Подсолнечное масло, сахар(2020)|Фото: Накануне.RU

— Хотели бы поговорить о фиксировании цен и мерах, которые предлагаются министрами сегодня, чтобы цены заморозить завтра, то есть в 2021 году не допустить большого роста цен на масло и сахар. Минпромторг рассказал условия, по которым будут вводиться фиксированные цены на социально значимые продукты, вводятся они до Урала, включая Урал.

руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов(2013)|http://vk.com/v.koltashov— Так не получится, что до Урала цены будут отрегулированы правительством и будут более комфортными, а за Уралом останутся на том уровне, на котором они сейчас везде.

Проблема с территориями за Уралом следующая: Сибирь есть южная и северная. И вот в южной Сибири производят достаточно много подсолнечника и, собственно, масла, причем, очень хорошего. И если произойдет снижение цен в европейской части страны, то оно неизбежно затронет и сибирские регионы. Просто в южной Сибири ценник окажется скорее всего близким к европейскому, к ценнику Черноземья, но при этом на севере Сибири цены будут значительно выше, и это связано со сложностями транспортировки прежде всего. Это транспортировка по водным путям, в летние периоды судоходства, это воздушный транспорт, а он довольно сильно поднимает цену любого товара, который перевозится таким образом. Но там, мне кажется, никого высокими ценами не удивишь. Ну, например, в Норильске, в Сургуте, в таких населенных пунктах, которые местные жители называют "сибири" — во множественном числе, и это множественное число возникает из-за того, что области весьма слабо связаны и с южной Сибирью коммуникационно, и друг с другом сложно соединяются или вообще не соединяются подолгу, — так вот там, конечно, цены будут выше.

— На Дальнем Востоке такая же ситуация?

— Да, Дальний Восток тоже. В основном северная часть Дальнего Востока — здесь тоже цена будет отличаться.

— Не возникнет ли дефицита названных продуктов из-за "заморозки" цен, если такое решение не будет выгодно производителям, пойдут разорения или сами крестьяне не захотят продавать по невыгодной цене сырье на внутреннем рынке?

— Это задача, которую правительству предстоит решить в 2021 году. Решить с точки зрения обеспечения, с одной стороны, производителей масла достаточным количеством сырья, с другой стороны обеспечением достаточной рентабельности производителей подсолнечного семени, и этот вопрос, на мой взгляд, сегодня открытый, потому что решение принято на несколько месяцев, оно носит во многом чрезвычайный характер. А в 2021 году потребуется процесс отрегулировать, потребуется сделать так, чтобы сырье не утекло на внешний рынок в полном объеме.

— Подготовлены документы для повышения вывозных пошлин на семена подсолнечника. То есть такая запретительная мера для экспорта?

— Смотрите, в чем здесь дело. Производитель этого сырья, то есть семечек, возмущается — мол, что это за протекционизм, что это за ограничения, мы же производим, почему мы не можем продать на внешнем рынке, а вы платите на внутреннем рынке по внешним ценам? Это все звучит очень мило, но дело в том, что они наносят удар в результате не только по потребителям, но и по производству растительного масла в России, а дальше по производству всевозможных продуктов, где используется это растительное масло. Поэтому задача отнюдь не сводится только к тому, чтобы как-то побороться с ценами и обеспечить их более комфортный уровень для населения, задача состоит и в том, чтобы обеспечить развитие нашего обрабатывающего производства.

В этом смысле ограничения на вывоз подсолнечника — такая же необходимость, как ограничение на вывоз леса-кругляка, запрет на который вступает через год. И мне кажется, что это правильно. Нужно, чтобы необходимое нам сырье в первую очередь оставалось в распоряжении российских производителей, а уж что касается прибылей — прибыль здесь будет, конечно. Но прибыль будет, все-таки, не так велика, как в том случае, если бы, плюнув на внутренний рынок, все продавали на внешнем. Это правда. Но здесь не получится по-другому. Прибыль эта все равно будет, потому что никто себе в убыток не будет производить подсолнечник и продавать его масло-производителям, переработчикам.

— В случае с сахаром ситуация вызвана тем, что производство этого продукта упало на 8%, а при этом экспорт вырос в четыре раза. На внутреннем рынке осталось на 40% меньше продукта, чем было в прошлом году.

— Да, а спрос увеличился, потому что "подсластить" такой год пытаются многие. Но здесь встает вопрос о посевных площадях, под сахарную свеклу они были просто сокращены в 2020 году — это была ошибка Министерства сельского хозяйства, и неурожай наложился на сокращение посевных площадей. Делали ставку на большее производства рапса, а он идет на мировой рынок. Но мне кажется, что ситуация будет изменена, в 2021 году будет достаточно посевных площадей и для производства сахарной свеклы и не придется завозить сахарный тростник извне. У нас будет достаточно сахара, и цены на него даже пойдут вниз, потому что сегодняшние цены оказались максимальными за всю историю рынка. И даже без каких-то чрезвычайных мер со стороны кабинета министров цены на сахар в 2021 году мы будем иметь комфортные.

Сахар(2020)|Фото: Накануне.RU

— Что докажет плюсы протекционизма?

— Вообще, как мне кажется, происходит такое изменение в приоритетах. На протяжении 2020 года правительство постепенно дозревало до изменения приоритетов — до понимания того, что внутренний рынок должен быть приоритетен по отношению к внешнему. Конечно, замечательно, что можно что-то вывезти на внешний рынок, но желательно, чтобы это были продукты сложной переработки, чтобы мы вывозили не семечко подсолнуха, а масло или продукты. Чтобы вывозили не столько сахар, сколько кондитерские изделия. Такая политика позволит иметь больше рабочих мест внутри экономики — тогда мы их не дарим другим, кто будет перерабатывать наш сахар с одной стороны, с другой стороны будем оставлять прибыль себе. Как только вы отдаете простой продукт кому-то и делаете из него продукт более сложный, то получается, что вы подарили прибыль.

— Потому и повышают вывозные пошлины для подсолнечника того же?

— Здесь отчасти виновато то, как российская экономика встраивалась в мировую торговлю, потому что Запад, например, наше станкостроение не принял, и наши либералы кричали — зачем нам станкостроение, зачем авиастроение, закрывайте свое авиапроизводство, не позорьтесь, будете как цивилизованные люди закупать у американцев и европейцев. Последовало закрытие производств наших подшипников, авиационных моторов, просто самолетов российских, обрадовались — вот, закрылось оно все "проклятое советское".

Сейчас лишь подтверждается примитивность либеральных экономистов, которые доказывали, что все отечественное неконкурентоспособно, на самом же деле просто Запад не хотел конкурентов, а в простых продуктах они нуждались. И задача состоит в том, чтобы навязать им не простые продукты, а выиграть конкурентную борьбу продуктов более сложных. Я необязательно говорю об авиастроении, здесь еще большая работа предстоит, но хотя бы о продуктах переработки сахара.

Нам нужно поставлять на экспорт что-то более сложное. Стратегическая задача состоит в том, чтобы на рынках было меньше зерна, но больше российской говядины, на производство которой зерно просто необходимо. А в результате получить большую прибыль на мировом рынке и увеличить объем торговли в денежном выражении, а не в тоннах. Наше мясо для других будет стоить дороже. Этот стратегический подход, мне кажется, будет у нас применяться и позволит и цены внутри страны держать под контролем, я надеюсь, это будет так, а с другой стороны — получать рабочие места и развивать собственное производство, получать прибыль.

— Еще десять лет назад Греф на самом высоком уровне говорил зачем на производство, деньги есть все купим в Европе, у нас хорошие отношения...

— Абсолютно точно, и Греф, и Кудрин, Силуанов, Улюкаев — вся эта школа нанесла немалый ущерб развитию нашей экономики. Они не помогали этому развитию, и когда их просили — вы же министры, ну, помогите, они говорили — "рынок вам поможет". В народном варианте это как "бог вам в помощь". У них был другой бог — это рынок, и они говорили, что он поможет. А регулирование государственное, помогать от лица государства — нет, мол, это плохо, это неправильно. Сейчас все уже меняется в другом направлении.

Магазин(2020)|Фото: Накануне.RU



Елена Рычкова